3 Задание микропрофиля дорожной поверхности
Микропрофиль дороги описывается в виде функции высот неровностей от продольной и поперечной координат участка дороги. Высота неровности отсчитывается от средней линии микропрофиля, как это показано на Рис. 5.

Рис. 5. Микропрофиль поверхности дороги в продольном сечении
Предусмотрены два варианта задания данной функции:
− прямое аналитическое или табличное задание;
− формирование реализации на основе статистических характеристик продольного сечения дороги.
Во втором варианте считается, что функция высот неровностей дороги является случайной стационарной эргодической с нормальным законом распределения. В качестве ее основной статистической характеристики используется спектральная плотность дисперсии высот неровностей.
Спектральная плотность дисперсии высот неровностей микропрофиля сечения дороги задается одним из двух способов:
− в виде аналитической функции путевой частоты;
− в виде табличной функции путевой частоты.
При первом способе используется аппроксимирующая зависимость, предлагаемая стандартом ИСО 8608:

где
,
- соответственно путевая и базовая путевая частоты, являющиеся величинами обратными длинам
неровностей;
- спектральная плотность дисперсии высот микропрофиля при базовой путевой частоте;
- показатель степени аппроксимирующей зависимости.





В таблицах 1-3 приведены параметры аппроксимирующей зависимости спектральной плотности для границ классов дорог по стандарту ИСО 8608 и для ряда конкретных дорог полигонов 21 НИИИ и НИЦИАМТ.
Таблица 1. Параметры аппроксимирующей зависимости спектральной плотности микропрофиля для различных классов дорог по ИСО 8608
Класс дороги
|
Значения спектральной плотности микропрофиля 1)
![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
нижняя граница
|
среднегеометрическое значение
![]() ![]() |
верхняя граница
| |||
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||
A
|
-
|
|
16
|
32
|
0.5
|
B
|
32
|
0.5
|
64
|
128
|
1.1
|
C
|
128
|
1.1
|
256
|
512
|
2.2
|
D
|
512
|
2.2
|
1024
|
2048
|
4.3
|
E
|
2048
|
4.3
|
4096
|
8192
|
8.6
|
F
|
8192
|
8.6
|
16384
|
32768
|
17.2
|
G
|
32768
|
17.2
|
65536
|
131072
|
34.5
|
H
|
131072
|
34.5
|
262144
|
-
| |
Примечание: 1) базовая путевая частота
![]() ![]() ![]() |
Таблица 2. Параметры аппроксимирующей зависимости спектральной плотности микропрофиля и характеристики различных дорог испытательного полигона 21 НИИИ МО РФ
Типы дорожных поверхностей
|
Значения параметров
|
Характеристики дороги
| ||
![]() ![]() |
![]() |
Диапазон
длин
![]() ![]() |
СКЗ неровностей
![]() ![]() | |
Цементобетонное шоссе
удовлетворительного состояния, изношенное
|
32,
65
|
2,
2
|
0.1 – 100,
0.1 – 100
|
0.6,
0.8
|
Булыжное шоссе
удовлетворительного состояния, изношенное
|
350,
2200
|
1.07,
1.07
|
0.1 – 100,
0.1 – 100
|
1.5,
3.8
|
Гравийно-щебеночное шоссе
удовлетворительного состояния, изношенное
|
250,
500
|
2,
2
|
0.1 – 100,
0.1 – 100
|
1.6,
2.2
|
Грунтовая дорога
удовлетворительного состояния, изношенная
|
2000,
8000
|
3.60,
2.12
|
0.1 – 100,
0.1 – 100
|
17.5,
9.7
|
Бездорожье (местность)
|
10000
|
2
|
0.1 – 100
|
10
|
Таблица 3. Параметры аппроксимирующей зависимости спектральной плотности микропрофиля и характеристики дорог, соответствующих дорогам испытательного полигона НИЦИАМТ
Вид дороги
|
Значения параметров
|
Характеристики дороги
| ||
![]() ![]() |
![]() |
Диапазон
длин
![]() ![]() |
СКЗ неровностей
![]() ![]() | |
Цементобетонная динамометрическая дорога
|
91
|
2
|
0.4 – 40
|
0.6
|
Булыжная мощеная дорога без выбоин
|
300
|
1.07
|
0.25 – 25
|
1.1
|
Булыжник с выбоинами
|
2100
|
1.07
|
0.12 – 12
|
2.9
|
При описании поверхности дороги с использованием статистических характеристик формируются реализации случайных функций высот неровностей микропрофиля левой и правой колеи.
Поскольку спектральные плотности, определенные по отдельным колеям, практически совпадают, в качестве исходных данных для формирования функций высот неровностей правой
и левой
колеи используются спектральные плотности полусуммы и полуразности высот неровностей правой и левой колеи. Спектральная плотность полусуммы высот неровностей характеризует случайную функцию средней высоты по колеям, а спектральная плотность полуразности – случайную функцию отклонения высот неровностей правой и левой колеи от среднего значения. Формирование микропрофиля дорожной поверхности в поперечном сечении дороги приведено на Рис. 6.



Рис. 6. Формирование микропрофиля дорожной поверхности в поперечном сечении дороги
В случае отсутствия данных по спектральным плотностям полусуммы и полуразности высот неровностей правой и левой колеи они вычисляются на основе спектральной плотности дисперсии высот неровностей микропрофиля одного сечения дороги и коэффициента корреляции между колеями.
Спектральные плотности полусуммы и полуразности высот неровностей определяются по следующим зависимостям:


где
- спектральная плотность полусуммы высот неровностей правой и левой колеи;
- спектральная плотность полуразности высот неровностей правой и левой колеи;
- коэффициент корреляции высот параллельных сечений микропрофиля, для которого верна следующая аппроксимирующая зависимость:




где
- колея автомобиля;
- коэффициент дороги, принимаемый по таблице 4.


Таблица 4. Значение коэффициента дороги
Тип поверхности участка
|
![]() | |
удовлетворительное
|
изношенное, разбитое
| |
Асфальтированное покрытие
|
5.4
|
4
|
Цементобетонное покрытие
|
23
|
5
|
Гравийно-щебеночное покрытие
|
5
|
4
|
Булыжное покрытие
|
4.5
|
4
|
Грунтовая поверхность
|
5
|
4
|
Коэффициент корреляции спектральных плотностей высот параллельных сечений микропрофиля может также задаваться в виде табличной функции путевой частоты.
Реализации случайных функций полусуммы и полуразности высот неровностей правой и левой колеи формируются в виде ряда Фурье, коэффициенты которого определяются с использованием спектральных плотностей этих функций.
После этого определяются реализации случайных функций высот неровностей микропрофиля левой и правой колеи:


где
,
- реализации случайных функций высот неровностей микропрофиля полусуммы и полуразности колеи соответственно.

