4.8 Аэродинамическая сила на летательный аппарат произвольной формы

Синтаксис метода создания
aerodynamics8(Flow, Body, NodeAero, File, pointFlow=…, existBottomResistance=…, work=..., color=..., visible=...)
Обязательные позиционные параметры
medium Flow
Среда, которая воздействует на звено.
body Body
Имя звена, на которое действует аэродинамическая сила.
node NodeAero
Исходная базовый узел расчета аэродинамического воздействия. Ось X узла должна быть направлена вдоль оси симметрии ЛА. Плоскость XY узла должна совпадать с вертикальной плоскостью симметрии ЛА. Ось Y должна быть направлена вверх. Копия этого узла NodeAero* прикрепляется к звену и используется для расчета аэродинамической силы.
string File
Строка с адресом файла, содержащим таблицы, задающие АДХ. Формат файла описан ниже.
Необязательные именованные параметры метода

Точка определения параметров взаимодействия звена со средой. Копия этой точки pointFlow* прикрепляется к звену. По умолчанию эти параметры определяются в центре узла NodeAero*.

Наличие донного сопротивления. По умолчанию и при значении датчика «0» донное сопротивление отсутствует, при любом другом присутствует.



Параметры являются общими для всех методов создания силовых элементов и описаны в пункте «Необязательные именованные параметры всех методов создания» общей части раздела «Силовой элемент (force)» главы «Основные объекты» книги «Описание объектов многокомпонентной механической системы».
Внутренние системные объекты
sensor alphaS [angle]
Пространственный угол атаки.
sensor phiS [angle]
Аэродинамический угол крена.
sensor velocity [length/time]
Скорость звена относительно среды в точке pointFlow*, если она задана. Иначе, в центре узла NodeAero*.
sensor Mach [-]
Число Маха полета в точке pointFlow*, если она задана. Иначе, в центре узла NodeAero*.
Формат файла данных
Все данные задаются в файле формата «*.xml». Содержимое файла обрамляется открывающим тегом <Aero_XYZ> и закрывающим тегом </Aero_XYZ>. В открывающем теге обязательно должны быть заданы атрибуты
и
, имеющие значения и размерность характерной аэродинамической площади ЛА и характерного аэродинамического размера ЛА соответственно.


АДХ, зависящие только от числа Маха
, задаются в таблице с тегом <mW> в формате файла TBL. Значения должны быть отсортированы по возрастанию числа
. Таблица должна иметь следующие столбцы, приведенные в строгой последовательности, представленной ниже:


M – число Маха
;

mxWx – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OX
;

myWy – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OY
;

mzWz – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OZ
.

Таблицы c аэродинамическими коэффициентами, зависящими от пространственного угла атаки
и аэродинамического угла крена
в заданных диапазонах чисел M, задаются в формате файла TB2. Теги этих таблиц должны совпадать с обозначениями величин:


Cx – коэффициент продольной силы
, действующей вдоль оси OX;

Cy – коэффициент нормальной силы
, действующей вдоль оси OY;

Cz – коэффициент боковой силы
, действующей вдоль оси OZ;

mX – коэффициент статического момента относительно оси OX
;

mY – коэффициент статического момента относительно оси OY
;

mZ – коэффициент статического момента относительно оси OZ
.

Данные должны располагаться по возрастанию числа
сверху вниз, и по возрастанию
или
слева направо. Данные в таблицах должны располагаться по возрастанию
слева направо, и по возрастанию
сверху вниз. Каждая таблица должна иметь минимум две строки и две столбца. Число M задается в атрибуте секции. Таблицы в XML-файле могут располагаться в любом порядке.





Каждая таблица рассматривается индивидуально. Промежуточные значения коэффициентов, а также значения при выходе аргументов
и
за заданный диапазон, определяются с помощью линейной интерполяции. При выходе числа
за пределы заданного диапазона значения всех коэффициентов принимаются равными при крайних значениях числа
.




В случае задания для одного коэффициента только одной таблицы считается, что этот коэффициент не зависит от числа
.

Пространственный угол атаки изменяется в диапазоне
. Поэтому для корректного моделирования необходимо задавать значения коэффициентов во всем диапазоне изменения пространственного угла атаки. Иначе, при выходе за пределы заданного диапазона, значения будут определяться с помощью линейной интерполяции.

Аэродинамический угол крена изменяется в диапазоне
. Направление положительного
указано на рис.9, где
– проекция вектора скорости набегающего потока относительно ЛА на плоскость YZ связанной системы координат (СвСК). Существуют частные случаи, если в отдельной таблице аэродинамический угол крена задан в следующих диапазонах:



1. При
считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскости XY при заданном числе
.


2. При
считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскости XZ при заданном числе
.


3. При
считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскостей XY и XZ при заданном числе
.


Во всех остальных случаях при выходе
за пределы заданного диапазона, значения определяются с помощью линейной интерполяции. Точка при
совпадает с точкой при
, поэтому, в случае отличия значений коэффициентов, итоговое значение будет вычисляться как среднее арифметическое между этими двумя крайними точками.




Рис. 9. Положительное направление аэродинамического угла крена в СвСК
Пример файла данных
<Aero_XYZ Sa="1 [ m2 ]" La="1 [ m ]">
<mW>
4 //число столбцов данных (1 аргумент + N функций)
M [] //Число Маха
mxWx [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OX
myWy [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OY
mzWz [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OZ
//M mxWx myWy mzWz
0.8 -0.00072 -0.9800 -0.9800
2.4 -0.00073 -1.2180 -1.2180
</mW>
<Cx M="1.2 []">
5 //Количество столбцов значений функции
Cx [] //Коэфф-т продольной силы (функция)
alphaS [deg] //пространственный угол атаки (строки)
0 30 60 90 120 150 180 //Значения alphaS для столбцов
phiS [deg] //Аэродинамический угол крена (столбцы)
//phiS \ alphaS 0 30 90 150 180
-180 0.3346 0.1435 0.0004 -0.150 -0.346
-60 0.4275 0.2506 0.0001 -0.260 -0.417
-30 0.4800 0.3083 0.0 -0.340 -0.480
0 0.5319 0.3533 0.0 -0.359 -0.539
30 0.4585 0.3600 0.0001 -0.360 -0.485
60 0.4204 0.3207 0.0002 -0.320 -0.424
180 0.3346 0.2535 0.0006 -0.240 -0.334
</Cx>
<Cy M="0.6 []">
5 //Количество столбцов значений функции
Cy [] //Коэфф-т поперечной силы (функция)
alphaS [deg] //пространственный угол атаки (строки)
0 30 60 90 120 150 180 //Значения alphaS для столбцов
phiS [deg] //Аэродинамический угол крена (столбцы)
//phiS \ alphaS 0 30 90 150 180
0 0.0 0.854 3.375 0.854 0.001
30 0.0 0.503 2.090 0.503 0.001
60 0.0 0.238 0.870 0.238 0.001
90 0.0 0.001 0.001 0.001 0.0
</Cy>
<…>
…
</…>
</Aero_XYZ>
Математическая модель
Все АДХ задаются в связанной системе координат (СвСК). В качестве исходных данных в зависимости от пространственного угла атаки
, аэродинамического угла крена
и числа Маха
задаются следующие коэффициенты аэродинамических сил и моментов:












Все АДХ определены относительно характерной аэродинамической площади
и характерной аэродинамической длины
ЛА.


Задание таблиц производных демпфирующего момента является необязательным и, в случае их отсутствия, считается, что демпфирования нет.
Все параметры взаимодействия звена со средой определяются в точке pointFlow*, если она задана. Иначе в центре узла NodeAero*.
Силы и моменты, действующие на ЛА, определяются следующим образом.
Продольная сила вдоль оси OX:

где
– скоростной напор.

Нормальная сила вдоль оси OY:

Боковая сила вдоль оси OZ:

Момент вокруг оси OX:

где
– угловая скорость ЛА относительно оси OX;
– скорость полета ЛА.


Момент вокруг оси OY:

где
– угловая скорость ЛА относительно оси OY.

Момент вокруг оси OZ:

где
– угловая скорость ЛА относительно оси OZ.
