12
Руководство пользователя
×

4.8 Аэродинамическая сила на летательный аппарат произвольной формы

 Данный элемент позволяет моделировать аэродинамическое воздействие на летательный аппарат (ЛА) произвольной формы. Аэродинамические характеристики (АДХ) задаются в файле формата «*.xml».
Синтаксис метода создания
aerodynamics8(Flow, Body, NodeAero, File, pointFlow=…, existBottomResistance=…, work=..., color=..., visible=...)
Обязательные позиционные параметры
medium Flow
Среда, которая воздействует на звено.
body Body
Имя звена, на которое действует аэродинамическая сила.
node NodeAero
Исходная базовый узел расчета аэродинамического воздействия. Ось X узла должна быть направлена вдоль оси симметрии ЛА. Плоскость XY узла должна совпадать с вертикальной плоскостью симметрии ЛА. Ось Y должна быть направлена вверх. Копия этого узла NodeAero* прикрепляется к звену и используется для расчета аэродинамической силы.
string File
Строка с адресом файла, содержащим таблицы, задающие АДХ. Формат файла описан ниже.
Необязательные именованные параметры метода
 pointFlow = point
Точка определения параметров взаимодействия звена со средой. Копия этой точки pointFlow* прикрепляется к звену. По умолчанию эти параметры определяются в центре узла NodeAero*.
 existBottomResistance = sensor[-]
Наличие донного сопротивления. По умолчанию и при значении датчика «0» донное сопротивление отсутствует, при любом другом присутствует.
   work =..., color =..., visible =...
Параметры являются общими для всех методов создания силовых элементов и описаны в пункте «Необязательные именованные параметры всех методов создания» общей части раздела «Силовой элемент (force)» главы «Основные объекты» книги «Описание объектов многокомпонентной механической системы».
Внутренние системные объекты
sensor alphaS [angle]
Пространственный угол атаки.
sensor phiS [angle]
Аэродинамический угол крена.
sensor velocity [length/time]
Скорость звена относительно среды в точке pointFlow*, если она задана. Иначе, в центре узла NodeAero*.
sensor Mach [-]
Число Маха полета в точке pointFlow*, если она задана. Иначе, в центре узла NodeAero*.
Формат файла данных
Все данные задаются в файле формата «*.xml». Содержимое файла обрамляется открывающим тегом <Aero_XYZ> и закрывающим тегом </Aero_XYZ>. В открывающем теге обязательно должны быть заданы атрибуты  и , имеющие значения и размерность характерной аэродинамической площади ЛА и характерного аэродинамического размера ЛА соответственно.
АДХ, зависящие только от числа Маха , задаются в таблице с тегом <mW> в формате файла TBL. Значения должны быть отсортированы по возрастанию числа . Таблица должна иметь следующие столбцы, приведенные в строгой последовательности, представленной ниже:
M – число Маха ;
mxWx – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OX ;
myWy – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OY ;
mzWz – производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости относительно оси OZ .
Таблицы c аэродинамическими коэффициентами, зависящими от пространственного угла атаки  и аэродинамического угла крена  в заданных диапазонах чисел M, задаются в формате файла TB2. Теги этих таблиц должны совпадать с обозначениями величин:
Cx – коэффициент продольной силы , действующей вдоль оси OX;
Cy – коэффициент нормальной силы , действующей вдоль оси OY;
Cz – коэффициент боковой силы , действующей вдоль оси OZ;
mX – коэффициент статического момента относительно оси OX ;
mY – коэффициент статического момента относительно оси OY ;
mZ – коэффициент статического момента относительно оси OZ .
Данные должны располагаться по возрастанию числа  сверху вниз, и по возрастанию  или  слева направо. Данные в таблицах должны располагаться по возрастанию  слева направо, и по возрастанию  сверху вниз. Каждая таблица должна иметь минимум две строки и две столбца. Число M задается в атрибуте секции. Таблицы в XML-файле могут располагаться в любом порядке.
Каждая таблица рассматривается индивидуально. Промежуточные значения коэффициентов, а также значения при выходе аргументов  и  за заданный диапазон, определяются с помощью линейной интерполяции. При выходе числа  за пределы заданного диапазона значения всех коэффициентов принимаются равными при крайних значениях числа .
В случае задания для одного коэффициента только одной таблицы считается, что этот коэффициент не зависит от числа .
Пространственный угол атаки изменяется в диапазоне . Поэтому для корректного моделирования необходимо задавать значения коэффициентов во всем диапазоне изменения пространственного угла атаки. Иначе, при выходе за пределы заданного диапазона, значения будут определяться с помощью линейной интерполяции.
Аэродинамический угол крена изменяется в диапазоне . Направление положительного  указано на рис.9, где  – проекция вектора скорости набегающего потока относительно ЛА на плоскость YZ связанной системы координат (СвСК). Существуют частные случаи, если в отдельной таблице аэродинамический угол крена задан в следующих диапазонах:
1. При  считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскости XY при заданном числе .
2. При  считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскости XZ при заданном числе .
3. При  считается, что аэродинамический коэффициент симметричен относительно плоскостей XY и XZ при заданном числе .
Во всех остальных случаях при выходе  за пределы заданного диапазона, значения определяются с помощью линейной интерполяции. Точка при  совпадает с точкой при , поэтому, в случае отличия значений коэффициентов, итоговое значение будет вычисляться как среднее арифметическое между этими двумя крайними точками.
 
 
Рис. 9. Положительное направление аэродинамического угла крена в СвСК
 
Пример файла данных
<Aero_XYZ Sa="1 [ m2 ]" La="1 [ m ]">
<mW>
     4 //число столбцов данных (1 аргумент + N функций)
     M [] //Число Маха
     mxWx [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OX
     myWy [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OY
     mzWz [] //Коэфф-т производной демпф. момента вокруг оси OZ
     //M         mxWx      myWy      mzWz
     0.8       -0.00072  -0.9800   -0.9800
     2.4       -0.00073  -1.2180   -1.2180
</mW>
<Cx M="1.2 []">
     5 //Количество столбцов значений функции
     Cx [] //Коэфф-т продольной силы (функция)
     alphaS [deg] //пространственный угол атаки (строки)
     0 30 60 90 120 150 180 //Значения alphaS для столбцов
     phiS [deg] //Аэродинамический угол крена (столбцы)
     //phiS \ alphaS  0          30        90        150       180
     -180            0.3346    0.1435    0.0004    -0.150    -0.346
     -60             0.4275    0.2506    0.0001    -0.260    -0.417
     -30             0.4800    0.3083    0.0       -0.340    -0.480
     0               0.5319    0.3533    0.0       -0.359    -0.539
     30              0.4585    0.3600    0.0001    -0.360    -0.485
     60              0.4204    0.3207    0.0002    -0.320    -0.424
     180             0.3346    0.2535    0.0006    -0.240    -0.334
</Cx>
<Cy M="0.6 []">
     5 //Количество столбцов значений функции
     Cy [] //Коэфф-т поперечной силы (функция)
     alphaS [deg] //пространственный угол атаки (строки)
     0 30 60 90 120 150 180 //Значения alphaS для столбцов
     phiS [deg] //Аэродинамический угол крена (столбцы)
     //phiS \ alphaS  0     30        90      150      180
     0               0.0  0.854     3.375     0.854     0.001
     30              0.0  0.503     2.090     0.503     0.001
     60              0.0  0.238     0.870     0.238     0.001
     90              0.0  0.001     0.001     0.001     0.0
</Cy>
<…>
</…>
</Aero_XYZ>
 
Математическая модель
Все АДХ задаются в связанной системе координат (СвСК). В качестве исходных данных в зависимости от пространственного угла атаки  , аэродинамического угла крена  и числа Маха  задаются следующие коэффициенты аэродинамических сил и моментов:
, ,  – коэффициенты сил, действующих вдоль соответствующих осей;
, ,  – коэффициенты статических моментов, действующих вдоль соответствующих осей;
, ,  – производные коэффициентов демпфирующих моментов, действующих вдоль соответствующих осей;
Все АДХ определены относительно характерной аэродинамической площади  и характерной аэродинамической длины  ЛА.
Задание таблиц производных демпфирующего момента является необязательным и, в случае их отсутствия, считается, что демпфирования нет.
Все параметры взаимодействия звена со средой определяются в точке pointFlow*, если она задана. Иначе в центре узла NodeAero*.
Силы и моменты, действующие на ЛА, определяются следующим образом.
Продольная сила вдоль оси OX:
,
где  – скоростной напор.
Нормальная сила вдоль оси OY:
.
Боковая сила вдоль оси OZ:
.
Момент вокруг оси OX:
,
где  – угловая скорость ЛА относительно оси OX;  – скорость полета ЛА.
Момент вокруг оси OY:
,
где  – угловая скорость ЛА относительно оси OY.
Момент вокруг оси OZ:
,
где  – угловая скорость ЛА относительно оси OZ.