6 Основные термины и определения, используемые в моделях колеса
Предполагается, что колесо состоит из обода и эластичной шины. Типовая конструкция колеса приведена на рис.4. В моделях считается, что в недеформированном состоянии шина и обод представляют собой тела вращения и симметричны относительно центральной плоскости вращения колеса.

Рис. 4. Конструкция колеса
Основные термины и определения, используемые в моделях взаимодействия колеса с дорогой, приведены в таблицах 1-5 и на рис.5.
Пояснения к некоторым кинематическим параметрам колеса, используемым в моделях взаимодействия колеса с дорогой, приведены на рис.6.

Рис. 5. Системы координат модели

Рис. 6. Определение расчетного радиуса и наклонного динамического радиуса колеса
Таблица 1. Геометрические объекты и системы координат
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
Ось симметрии колеса
|
![]() |
Ось вращения геометрических тел, представляющих обод и недеформированную шину
|
Центральная плоскость вращения колеса
|
|
Плоскость симметрии обода и недеформированной шины перпендикулярная оси симметрии колеса
|
Центр колеса
|
![]() |
Точка пересечения оси симметрии колеса с центральной плоскостью вращения
|
Меридиональная плоскость колеса
|
|
Плоскость, проходящая через центр колеса и перпендикулярная центральной плоскости вращения колеса
|
Опорная поверхность
|
|
Поверхность, по которой осуществляется качение колеса
|
Опорная плоскость
|
|
Плоская опорная поверхность
|
Центральная плоскость колеса
|
|
Плоскость, проходящая через центр колеса
|
Поперечная плоскость колеса
|
|
Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости, параллельная оси симметрии колеса
|
Продольная плоскость колеса
|
|
Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости и поперечной плоскости колеса
|
Вертикальная ось колеса
|
![]() |
Ось полусвязанной системы координат колеса, лежащая на линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с центральной поперечной плоскостью и направленная в ту же сторону, что и нормаль опорной плоскости
|
Продольная ось колеса
|
![]() |
Ось полусвязанной системы координат колеса, образующая с осями
![]() ![]() |
Наружный диаметр колеса
|
![]() |
Диаметр наибольшего окружного сечения недеформированной шины
|
Свободный радиус колеса
|
![]() |
Половина наружного диаметра колеса
|
Пятно контакта
|
|
Область опорной плоскости, являющаяся пересечением с геометрическим телом, представляющим шину в текущем состоянии
|
Объем деформации шины
|
![]() |
Объем геометрического тела, представляющего шину в текущем состоянии, отсекаемый опорной поверхностью
|
Центр пятна контакта
|
![]() |
Проекция центра объема деформации на опорную плоскость
|
Полусвязанная система координат
|
![]() |
Подвижная система координат с началом в центре колеса O, осями которой являются продольная ось колеса OX, ось симметрии колеса OY и вертикальная ось колеса OZ
|
Система координат пятна контакта
|
![]() |
Подвижная система координат с началом в центре пятна контакта
![]() ![]() ![]() ![]() Примечание: В каждом новом положении колеса система
![]() |
Продольная ось пятна контакта
|
![]() |
Ось
![]() |
Боковая ось пятна контакта
|
![]() |
Ось
![]() |
Нормальная ось пятна контакта
|
![]() |
Ось
![]() |
Таблица 2. Кинематические параметры колеса
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
Угловая скорость колеса
|
![]() |
Угловая скорость обода колеса относительно опорной поверхности
|
Угловая скорость опрокидывания колеса
|
![]() |
Проекция угловой скорости колеса на ось
![]() |
Угловая скорость вращения колеса
|
![]() |
Проекция угловой скорости колеса на ось
![]() |
Угловая скорость поворота колеса
|
![]() |
Проекция угловой скорости колеса на ось
![]() |
Линейная скорость колеса
|
![]() |
Линейная скорость центра колеса относительно опорной поверхности
|
Продольная скорость колеса
|
![]() |
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
![]() |
Боковая скорость колеса
|
![]() |
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
![]() |
Вертикальная скорость колеса
|
![]() |
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
![]() |
Угол наклона колеса
|
![]() |
Угол между центральной плоскостью вращения и продольной плоскостью колеса
|
Угол увода колеса
|
![]() |
Угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью
![]() |
Динамический радиус колеса
|
![]() |
Расстояние от центра колеса до опорной плоскости
|
Расчетный радиус
|
![]() |
Радиус окружного сечения шины в текущем состоянии в плоскости вращения, проходящей через центр пятна контакта
![]() |
Наклонный динамический радиус
|
![]() |
Расстояние от центра пятна контакта
![]() |
Радиус качения свободного колеса
|
![]() |
![]() (при нулевом угле наклона колеса совпадает с [1], стр. 12)
|
Коэффициент продольного проскальзывания
|
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Таблица 3. Силы, действующие на колесо со стороны опорной поверхности
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
Нормальная реакция опорной поверхности
|
![]() |
Равнодействующая нормальных к опорной плоскости составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности
|
Боковая реакция опорной поверхности
|
![]() |
Равнодействующая перпендикулярных к центральной продольной плоскости колеса составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности
|
Продольная реакция опорной поверхности
|
![]() |
Равнодействующая перпендикулярных к центральной поперечной плоскости колеса составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности
|
Таблица 4. Силы, действующие на колесо со стороны автомобиля
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
Нормальная нагрузка колеса
|
![]() |
Составляющая равнодействующих сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная опорной плоскости
|
Боковая сила колеса
|
![]() |
Составляющая равнодействующих сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная центральной продольной плоскости колеса
|
Продольная сила колеса
|
![]() |
Составляющая равнодействующих сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная центральной поперечной плоскости колеса
|
Таблица 5. Параметры, характеризующие упругие свойства шины
Термин
|
Обозначение
|
Определение
| |
Нормальный прогиб (нормальная или радиальная деформация) шины
|
![]() |
Линейное смещение центра колеса относительно опорной плоскости под действием нормальной нагрузки, измеренное по нормали к опорной плоскости
| |
Боковое упругое смещение колеса
|
![]() |
Линейное смещение центра колеса относительно пятна контакта за счет упругих свойств шины под действием боковой силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной
| |
Продольное упругое смещение колеса
|
![]() |
Линейное смещение центра колеса относительно пятна контакта за счет упругих свойств шины под действием продольной силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной
| |
Коэффициент сопротивления уводу шины
|
![]() |
Первая производная боковой силы колеса по углу увода колеса
![]() | |
Боковая жесткость шины
|
![]() |
Первая производная боковой силы колеса по боковому упругому смещению
![]() | |
Продольная жесткость шины
|
![]() |
Первая производная продольной силы колеса по продольному упругому смещению
![]() | |
Нормальная жесткости шины
|
![]() |
Первая производная нормальной нагрузки колеса по нормальному прогибу шины
![]() | |
Продольная жесткость единицы площади протектора шины
|
![]() |
Отношение суммарной продольной жесткости колеса к коэффициенту продольного смещения протектора и площади контакта при удельной нагрузке
![]() | |
Боковая жесткость единицы площади протектора шины
|
![]() |
Отношение суммарной боковой жесткости колеса к коэффициенту бокового смещения протектора и площади контакта при удельной нагрузке
![]() | |
Продольная жесткость единицы площади протектора шины относительно обода колеса
|
![]() |
Отношение суммарной продольной жесткости колеса к площади контакта при удельной нагрузке
![]() | |
Боковая жесткость единицы площади протектора шины относительно обода колеса
|
![]() |
Отношение суммарной боковой жесткости колеса к площади контакта при удельной нагрузке
![]() | |
Коэффициент соотношения жесткостей шины в продольном и поперечном направлениях
|
![]() |
Отношение продольной жесткости шины к ее боковой жесткости при номинальной нагрузке
![]() По умолчанию принято
![]() |