7.2 Исходные параметры моделей колеса
Геометрия колеса описывается следующими параметрами:
−
– свободный радиус колеса;

−
– ширина профиля шины, контактирующего с дорогой;

−
– номинальная нагрузка на шину; в качестве номинальной рекомендуется задавать нагрузку характерную для исследуемых условий эксплуатации шины;

−
– статическая радиальная деформация шины при номинальной нагрузке;

−
– коэффициент сопротивления боковому уводу при номинальной нагрузке.

Упругая характеристика
шины определяется функциональной зависимостью
, которая в общем случае определяется как обратная к заданной пользователем зависимости радиальной деформации шины
, или определяется по принятой модели:




если пользователь задал только
.

В модели дороги задаются следующие коэффициенты трения:
−
– коэффициент трения скольжения между материалом протектора и опорной поверхностью;

−
– относительный коэффициент трения покоя (отношение коэффициента трения покоя к коэффициенту трения скольжения).

В моделях колеса предполагается, что при номинальной нагрузке отношение продольной жесткости шины к ее боковой жесткости равно заданному значению. Это соотношение задается коэффициентом
. Пользователь может изменять в модели шины значение этого коэффициента. По умолчанию принято
.


Предполагается, что боковое упругое смещение
колеса распределено между элементами модели так, как показано на рис.9. Безразмерные коэффициенты долей деформации элементов удовлетворяют условию


Значения коэффициентов
,
могут изменяться пользователем. По умолчанию приняты следующие значения, характерные для автомобильных шин:





Предполагается, что продольное упругое смещение
колеса распределено между элементами модели так, как показано на рис.10. Безразмерные коэффициенты долей деформации элементов удовлетворяют условию


Значения коэффициентов
,
могут изменяться пользователем. По умолчанию приняты следующие значения, характерные для автомобильных шин:





Демпфирующие свойства шины и связанные с ними характеристики сопротивления качению при движении по твердой опорной поверхности могут изменяться пользователем путем изменения значений следующих коэффициентов модели:
−
– коэффициент пропорционального изменения демпфирующих характеристик шины. При его изменении также пропорционально изменяется и сопротивление качению. Значение
соответствует коэффициенту сопротивления качению равному
, что соответствует качению типовой автомобильной шины на малой скорости по твердой поверхности в хорошем состоянии при радиальной деформации, соответствующей номинальной нагрузке. По умолчанию
. При значении
сопротивление качению равно нулю;





−
– коэффициент пропорционального относительного изменения демпфирующих характеристик шины от квадрата скорости. При его изменении также аналогично изменяется сопротивление качению. Значение
соответствует увеличению при скорости
(
) сопротивления качению в 3.16 раз по отношению к сопротивлению на малой (близкой к нулю) скорости. По умолчанию
. При значении
сопротивление качению не зависит от скорости.






![]() |
![]() |
Рис. 9. Распределение бокового упругого смещения колеса между элементами модели
|
Рис. 10. Распределение продольного упругого смещения колеса между элементами шины
|