7.6 Демпфирующие характеристики элементов модели колеса
В моделях колеса «шина-EULER» демпфирующие свойства материалов шины и опорной поверхности приводят к возникновению сопротивления при качении колеса, которое принято выражать в виде коэффициента сопротивления качению
, где
– вертикальная нагрузка на колесо;
– сила сопротивления качению колеса, обусловленная демпфирующими свойствами материалов шины и опорной поверхности. Следует отметить, что реальная сила сопротивления качению колеса включает также аэродинамическое сопротивление и сопротивление, связанное с проскальзыванием элементов шины по опорной поверхности, но эти компоненты рассматриваются в представленных моделях шины отдельно.



В моделях принято, что представленный коэффициент сопротивления качению описывается следующей зависимостью

где
,
– коэффициенты изменения демпфирующих характеристик взаимодействия шины с опорной поверхностью относительно принятых в модели базовых значений. Значения этих коэффициентов могут изменяться пользователем, по умолчанию
и
;
– половина угла контакта шины с дорогой в плоскости вращения колеса;











Для определения функции
используется модель шины, представленная на рис.18. Пружины в модели создают упругие силы радиальной деформации элементов, а поршни с цилиндрами создают демпфирующие компоненты сил.


Рис. 18. Модель шины для расчета демпфирующих характеристик
Для этой модели в соответствии с [1, стр.20] справедливо следующее соотношение для коэффициента сопротивления качению колеса:

где
– коэффициент нормального демпфирования в элементах шины при малых скоростях движения, который определяется как отношение значений сил демпфирования к силам упругости.

Параметр
определяем из соотношения:


где
– принятое в модели базовое значение коэффициента сопротивления качению при малой скорости и типичной нормальной нагрузке на колесо;






При определенных выше параметрах
и
получаем
.



Значение демпфирующей компоненты, действующей на дискретный элемент шины, определяется следующим образом:

где
– значение упругой силы радиальной деформации, действующей на элемент;







Суммарная нормальная сила элемента
определяется формулой:


где
;
. Использование функции максимума в определении параметра
обеспечивает положительность нормальной силы и, следовательно, отсутствие эффекта «прилипания» шины к поверхности дороги.



Значение коэффициента нормального демпфирования для элемента шины, согласованное с коэффициентом сопротивления качению шины, выражается следующей зависимостью:

где
– коэффициент приведения скоростной зависимости сопротивления качению к скоростной зависимости нормального демпфирования элементов, который может быть вычислен по следующей формуле:


При определенных выше параметрах получаем
.

Функция
определена следующим образом


где
– значение аргумента, при котором модуль функции
достигает 1.


Внешний вид функции
представлен на рис.19.


Рис. 19. Функция 

Как уже отмечалось, в моделях принято базовое значение коэффициента сопротивления качению при малой скорости и типичной нормальной нагрузке на колесо
Для справки в таблице 6 по данным [1] приведены интервалы типичных значений коэффициента сопротивления качению
автомобильных шин для различных дорожных покрытий.


Принятая в моделях базовая зависимость относительного увеличения сопротивления качению колеса от скорости автомобиля представлена на рис.20. Эта зависимость не что иное, как функция
при
и
, где
– скорость движения автомобиля.




Таблица 6. Значения коэффициента сопротивления качению
автомобильных шин при малой скорости движения.

Дорожное покрытие
|
![]() |
Асфальтобетонное:
- в хорошем состоянии
- в удовлетворительном состоянии
|
0.008 – 0.015
0.015 – 0.020
|
Гравийное в хорошем состоянии
|
0.020 – 0.025
|
Булыжное:
- в хорошем состоянии
- с выбоинами
|
0.025 – 0.030
0.035 – 0.050
|
Грунтовая дорога:
- сухая укатанная
- после дождя
|
0.025 – 0.035
0.050 – 0.150
|
Обледенелая дорога
|
0.015 – 0.030
|
Снежная укатанная дорога
|
0.030 – 0.050
|

Рис. 20. Базовая зависимость относительного увеличения сопротивления качению колеса от скорости автомобиля
В таблице 7 представлены рекомендуемые значения коэффициентов
,
по данным различных источников для дорог с твердым покрытием в хорошем состоянии.


Таблица 7. Рекомендуемые значения коэффициентов
,


Источник, тип шины
|
![]() |
![]() |
[2]; стр. 32-33, рис.20, график 3
|
0.6 – 1.25
|
1.0
|
[1]; стр. 22, 306.
|
0.67 – 1.25
|
0.2
|
[3]; стр. 9 Радиальные шины легковых автомобилей
|
1.05 – 1.2
|
0.04
|
[3]; стр. 9 Диагональные шины легковых автомобилей
|
1.3 – 1.45
|
0.08
|
[3]; стр.10 Радиальные шины грузовых автомобилей
|
0.5
|
0.17
|
[3]; стр. 10 Диагональные шины грузовых автомобилей
|
0.6
|
0.36
|