12
Руководство пользователя
×

4.3.23 Вращательное трение

 Данный элемент предназначен для моделирования трения, возникающего при относительном вращательном перемещении звеньев Body1 и Body2 вокруг вектора Vector. Момент трения направлен вдоль вектора Vector*, прикрепленного к звену Body2. Схематический вид элемента представлен на Рис. 118.
 
Рис. 118. Вращательное трение с упругой деформацией
Синтаксис метода создания
rotFrict(Body1, Point, Body2, Vector, M_sliding, k, b, k_r=…, g0=…, work=..., color=..., visible=...)
Обязательные позиционные параметры метода
body Body1
Имя первого звена.
point Point
Исходная точка силового воздействия элемента на первое звено. Копия этой точки Point* прикрепляется к первому звену и используется для расчета силового воздействия элемента.
body Body2
Имя второго звена.
vector Vector
Вектор действия момента трения. Его копия Vector* прикрепляется ко второму звену и используется для задания направления момента трения.
sensor M_sliding [force length]
Момент трения скольжения.
scalar k [force length/angle]
Угловая жесткость упругой деформации в контакте.
scalar b [force length/angle]
Угловое демпфирование упругой деформации в контакте.
Необязательные именованные параметры метода
 k_r = scalar [-]
Относительный коэффициент трения покоя в контакте. По умолчанию k_r = 1.3.
 g0 = scalar [angle]
Предельное значение угловой деформации. По умолчанию параметр имеет значение равное бесконечности.
work =..., color =..., visible =...
Параметры являются общими для всех методов создания силовых элементов и описаны в пункте «Необязательные именованные параметры всех методов создания» общей части раздела «Силовой элемент (force)» главы «Основные объекты».
Описание
При переводе проекта из режима редактирования  в режим исследования для элемента выполняются следующие действия.
1.     Создается точка Point*, которая прикрепляется к звену Body1 и в момент создания совпадает с точкой Point. Точка Point* является точкой силового воздействия элемента на звено Body1.
2.     Создается вектор Vector*, который прикрепляется к звену Body2 и в исходном положении механизма совпадает с вектором Vector. Вектор Vector* в процессе расчета определяет направление момента трения.
Значение момента, действующего в текущий момент времени на звено Body1 в направлении вектора Vector*, вычисляется как сумма упругой и демпфирующей составляющих, которая ограничена моментом трения скольжения, если мы находимся в скольжении, или моментом трения покоя в противном случае:
где  - момент трения скольжения;
 - угловая жесткость упругой деформации в точке контакта;
 - угловое демпфирование упругой деформации в точке контакта;
 - угловая скорость звена Body1 относительно вектора Vector* звена Body2;
 - угловая деформация в контакте равная проекции углового смещения звена Body1 относительно текущего углового положения сцепления, зафиксированного на звене Body2, вокруг вектора Vector*;
 - момент трения покоя;
 - относительный коэффициент трения покоя в контакте.
Предельная сила определяется по предыдущему шагу:
Упругая и демпфирующая составляющие момента  трения определяются по формулам:
,
,
где  - определяемое пользователем предельное значение угловой деформации. В пределе  момент .
Если в результате выполнения шага интегрирования выполняется условие , то считается, что произошло страгивание углового положения сцепления. Новое значение углового положения сцепления определяется следующим образом
,
,
где  – предварительное значение угловой деформации (до страгивания),  – окончательное значение угловой деформации, определяемое из условия ,  – угловое положение звена Body1 относительно звена Body2 при повороте вокруг вектора Vector*;  – исходное угловое положение сцепления.