12
Руководство пользователя
×

7.3 Характеристики жесткости элементов модели колеса

В моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» предполагается, что центр кольца брекера не смещается относительно центра обода в радиальном направлении. поэтому в данном случае считается, что нормальная деформация шины  является деформацией кольца относительно опорной поверхности , то есть
.
В модели колеса «шина-EULER-M3»
,                                                                                                       (2)
где  – радиальное смещение центра кольца относительно центра обода.
В модели колеса «шина-EULER-M3» принято
                                                                                (3)
где  – радиальная сила, действующая на кольцо (обод) со стороны опорной поверхности;  – коэффициент жесткости радиального смещения кольца относительно обода при малых деформациях;  – предельная доля смещения кольца относительно обода по отношению к нормальной деформации шины. В модели принято .
Характеристики жесткости элементов модели колеса определяются в условиях действия на нее номинальной нагрузки, при малых деформациях и без проскальзывания элементов шины по опорной поверхности. На рис.11 приведена модель шины, используемая для расчета жесткостных характеристик, которая разбита на n дисков.
 
Рис. 11. Схема бокового увода дискретизованной шины
 
На рис.11 приведены:
       – линейная скорость колеса;
       – угловое смещение кольца колеса относительно линейной скорости колеса в опорной плоскости;
       – угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью.
Последовательность вычислений для получения жесткостных характеристик шины приведена ниже.
По определению коэффициент сопротивления увода шины
,                                                                                                               (4)
где  – боковая сила колеса, действующая в направлении оси Y.
Боковая сила, действующая в направлении оси Y, приложенная на каждый i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле:
.                                                                         
Таким образом суммарная боковая сила колеса равна
.                                                                               (5)
Подставляя (5) в (4) получаем
.                                                                                              
Откуда
.                                                                                                (6)
Согласно рис.11 жесткость углового смещения кольца относительно обода вычисляется по формуле:
,                                                                                                         (7)
где  – стабилизирующий момент колеса, действующий вокруг оси Z.
Стабилизирующий момент, действующий вокруг оси Z, приложенный на каждый
i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле
.
Откуда
.                                                                             (8)
После подстановки (8) в (7) получим
.                                                                                        
Откуда
.                                                                                            (9)
Подставляя (6) в (9) получаем
.
Откуда боковая жесткость единицы площади протектора шины:
,                                                                            
где .
Согласно распределению жесткостей колеса в поперечном направлении (рис.9)
,                                                                                                      (10)
,                                                                                                 (11)
.                                                                                         (12)
Разделив (11) на (12) получим
.
Откуда
,
.
Из (12) следует, что коэффициент суммарной боковой жесткости колеса
.
Разделив (12) на (10) получим
.
Откуда
 или .
Согласно распределению продольного смещения между элементами модели шины (рис.10)
,                                                                                                      (13)
,                                                                                                 (14)
,                                                                                         (15)
где  – продольная сила колеса, действующая в направлении оси X.
Из (13) следует, что
.
Также коэффициент суммарной продольной жесткости колеса
.
Из (14) следует, что
.
Из (15) следует, что коэффициент суммарной продольной жесткости колеса
.
Откуда продольная жесткость единицы площади протектора шины
.
При расчете модели колеса «шина-EULER-M2» используются жесткости сдвига протектора относительно обода колеса в боковом и продольном направлениях, приходящиеся на единицу площади контакта шины, которые могут быть рассчитаны по следующим формулам:
,                                                                                                     (16)
.                                                                                               (17)