7.3 Характеристики жесткости элементов модели колеса
В моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» предполагается, что центр кольца брекера не смещается относительно центра обода в радиальном направлении. поэтому в данном случае считается, что нормальная деформация шины
является деформацией кольца относительно опорной поверхности
, то есть



В модели колеса «шина-EULER-M3»

где
– радиальное смещение центра кольца относительно центра обода.

В модели колеса «шина-EULER-M3» принято

где
– радиальная сила, действующая на кольцо (обод) со стороны опорной поверхности;
– коэффициент жесткости радиального смещения кольца относительно обода при малых деформациях;
– предельная доля смещения кольца относительно обода по отношению к нормальной деформации шины. В модели принято
.




Характеристики жесткости элементов модели колеса определяются в условиях действия на нее номинальной нагрузки, при малых деформациях и без проскальзывания элементов шины по опорной поверхности. На рис.11 приведена модель шины, используемая для расчета жесткостных характеристик, которая разбита на n дисков.

Рис. 11. Схема бокового увода дискретизованной шины
На рис.11 приведены:
−
– линейная скорость колеса;

−
– угловое смещение кольца колеса относительно линейной скорости колеса в опорной плоскости;

−
– угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью.

Последовательность вычислений для получения жесткостных характеристик шины приведена ниже.
По определению коэффициент сопротивления увода шины

где
– боковая сила колеса, действующая в направлении оси Y.

Боковая сила, действующая в направлении оси Y, приложенная на каждый i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле:

Таким образом суммарная боковая сила колеса равна

Подставляя (5) в (4) получаем

Откуда

Согласно рис.11 жесткость углового смещения кольца относительно обода вычисляется по формуле:

где
– стабилизирующий момент колеса, действующий вокруг оси Z.

Стабилизирующий момент, действующий вокруг оси Z, приложенный на каждый
i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле

Откуда

После подстановки (8) в (7) получим

Откуда

Подставляя (6) в (9) получаем

Откуда боковая жесткость единицы площади протектора шины:

где
.

Согласно распределению жесткостей колеса в поперечном направлении (рис.9)



Разделив (11) на (12) получим

Откуда


Из (12) следует, что коэффициент суммарной боковой жесткости колеса

Разделив (12) на (10) получим

Откуда


Согласно распределению продольного смещения между элементами модели шины (рис.10)



где
– продольная сила колеса, действующая в направлении оси X.

Из (13) следует, что

Также коэффициент суммарной продольной жесткости колеса

Из (14) следует, что

Из (15) следует, что коэффициент суммарной продольной жесткости колеса

Откуда продольная жесткость единицы площади протектора шины

При расчете модели колеса «шина-EULER-M2» используются жесткости сдвига протектора относительно обода колеса в боковом и продольном направлениях, приходящиеся на единицу площади контакта шины, которые могут быть рассчитаны по следующим формулам:

