7.4 Предварительные вычисления вспомогательных зависимостей
Согласно схеме взаимодействия колеса с опорной поверхностью (рис.7) шина взаимодействует с ней с помощью упругих элементов, расположенных на кольце брекера, соответственно, при расчете и использовании предварительно рассчитанных таблиц характеристик шины должны использоваться параметры положения кольца. На стадии предварительных вычислениях при этом также необходимо учитывать, что в моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» звено кольца брекера жестко связывается со звеном обода.
Шина представляется как симметричное пространственное тело, полученное вращением линии профиля недеформированной шины вокруг оси вращения кольца. В расчетной модели шина разбивается на элементы, как это показано на рис.12. В направлении оси вращения шина равномерно разбивается на
цилиндрических секций толщины
, так, чтобы середины боковых поверхностей цилиндрических секций лежали на линии профиля шины. В радиальном направлении шина равномерно разбивается плоскостями перпендикулярными ее центральной плоскости вращения и проходящими через ось вращения кольца, на
секторов.




Рис. 12. Разбиение шины на элементы
Перед расчетом силового взаимодействия шины с опорной поверхностью производится вычисление следующих вспомогательных зависимостей:









где
– расстояние, замеренное по нормали к опорной плоскости от центра кольца до самой дальней точки профиля шины в центральной поперечной плоскости (рис.13а);













![]() |
![]() |
а) б)
|
в) г)
|
Рис. 13. Параметры вспомогательных зависимостей
Для задания характеристик (18)-(20), (23)-(26) используются геометрические размеры ненагруженной шины. Для задания характеристик (21), (22) помимо геометрических размеров используется упругая характеристика
, представляющая собой зависимость нормальной статической нагрузки
на кольцо (
), установленное с нулевым углом наклона, от вертикального прогиба кольца, полученную при обжатии шины на плоскости.



При построении характеристики
для меняющегося с заданным шагом значения прогиба кольца
определяется соответствующая ему величина прогиба обода
и соответствующая сила
, где
– упругая характеристика шины.





Для моделей «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2»:

Для модели «шина-EULER-M3» с учетом (2), (3) получаем уравнение, связывающее
с
:



где
– коэффициент жесткости радиального смещения кольца при малых деформациях.

Зависимость
получается из предположения радиального направления элементарных статических реакций
в пределах пятна контакта
-й цилиндрической секции шины (рис.14).




Рис. 14. К определению статических реакций в
-й цилиндрической секции

Элементарная статическая реакция в
-й цилиндрической секции шины вычисляется по формуле:


где
– элементарный объем деформации шины в
-й цилиндрической секции шины.


Нормальная статическая реакция в
-й цилиндрической секции:


где
– угол между биссектрисой центрального угла элементарного сектора шины в пределах пятна контакта и нормалью к опорной плоскости;
– угол между радиусом, проведенным из крайней точки пятна контакта и нормалью к опорной поверхности в средней поперечной плоскости
-й цилиндрической секции.



Сумма нормальных статических реакций по всем цилиндрическим секциям равна нормальной статической нагрузке на кольцо. Соответственно объемная плотность статической реакции опорной поверхности определяется следующим образом:

где
– число цилиндрических секций шины.
