12
Руководство пользователя
×

7.4 Предварительные вычисления вспомогательных зависимостей

Согласно схеме взаимодействия колеса с опорной поверхностью (рис.7) шина взаимодействует с ней с помощью упругих элементов, расположенных на кольце брекера, соответственно, при расчете и использовании предварительно рассчитанных таблиц характеристик шины должны использоваться параметры положения кольца. На стадии предварительных вычислениях при этом также необходимо учитывать, что в моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» звено кольца брекера жестко связывается со звеном обода.
Шина представляется как симметричное пространственное тело, полученное вращением линии профиля недеформированной шины вокруг оси вращения кольца. В расчетной модели шина разбивается на элементы, как это показано на рис.12. В направлении оси вращения шина равномерно разбивается на  цилиндрических секций толщины , так, чтобы середины боковых поверхностей цилиндрических секций лежали на линии профиля шины. В радиальном направлении шина равномерно разбивается плоскостями перпендикулярными ее центральной плоскости вращения и проходящими через ось вращения кольца, на  секторов.
 
 
Рис. 12. Разбиение шины на элементы
 
Перед расчетом силового взаимодействия шины с опорной поверхностью производится вычисление следующих вспомогательных зависимостей:
;                                                                                                             (18)
;                                                                                                     (19)
;                                                                                                     (20)
;                                                                                                           (21)
;                                                                                                           (22)
;                                                                                                      (23)
;                                                                                                                 (24)
;                                                                                                       (25)
,                                                                                                         (26)
где  – расстояние, замеренное по нормали к опорной плоскости от центра кольца до самой дальней точки профиля шины в центральной поперечной плоскости (рис.13а);
 – суммарный объем деформации шины, под которым понимается объем отсекаемый бесконечной плоскостью от геометрического тела, представляющего недеформированную шину;
– угол наклона кольца брекера;
 – нормальная деформация кольца относительно опорной поверхности;
 – нормальная нагрузка на колесо;
 – объемная плотность статической реакции опорной поверхности;
 – смещение центра  пятна контакта вдоль поперечной оси пятна контакта относительно проекции центра кольца  на опорную плоскость вдоль вертикальной оси кольца (рис.13б);
 – радиус профиля шины в сечении плоскостью параллельной центральной плоскости вращения кольца и проходящей от нее на расстоянии  (рис.13в);
 – площадь деформации сектора в плоскости биссектрисы его центрального угла (рис.13г);
 – смещение центра площади деформации сектора шины вдоль оси вращения кольца (рис.13г).
 
а)                                б)
в)                              г)
Рис. 13. Параметры вспомогательных зависимостей
 
Для задания характеристик (18)-(20), (23)-(26) используются геометрические размеры ненагруженной шины. Для задания характеристик (21), (22) помимо геометрических размеров используется упругая характеристика , представляющая собой зависимость нормальной статической нагрузки  на кольцо (), установленное с нулевым углом наклона, от вертикального прогиба кольца, полученную при обжатии шины на плоскости.
При построении характеристики  для меняющегося с заданным шагом значения прогиба кольца  определяется соответствующая ему величина прогиба обода  и соответствующая сила , где  – упругая характеристика шины.
Для моделей «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2»:
.
Для модели «шина-EULER-M3» с учетом (2), (3) получаем уравнение, связывающее  с :
,
где  – коэффициент жесткости радиального смещения кольца при малых деформациях.
Зависимость  получается из предположения радиального направления элементарных статических реакций  в пределах пятна контакта -й цилиндрической секции шины (рис.14).
 
Рис. 14. К определению статических реакций в -й цилиндрической секции
 
Элементарная статическая реакция в -й цилиндрической секции шины вычисляется по формуле:
,
где  – элементарный объем деформации шины в -й цилиндрической секции шины.
Нормальная статическая реакция в -й цилиндрической секции:
,
где  – угол между биссектрисой центрального угла элементарного сектора шины в пределах пятна контакта и нормалью к опорной плоскости;  – угол между радиусом, проведенным из крайней точки пятна контакта и нормалью к опорной поверхности в средней поперечной плоскости -й цилиндрической секции.
Сумма нормальных статических реакций по всем цилиндрическим секциям равна нормальной статической нагрузке на кольцо. Соответственно объемная плотность статической реакции опорной поверхности определяется следующим образом:
,
где  – число цилиндрических секций шины.