7.6 Демпфирующие характеристики элементов модели колеса
В моделях колеса «шина-EULER» демпфирующие свойства материалов шины и опорной поверхности приводят к возникновению сопротивления при качении колеса, которое принято выражать в виде коэффициента сопротивления качению
где
– вертикальная нагрузка на колесо;
Следует отметить, что реальная сила сопротивления качению колеса включает также аэродинамическое сопротивление и сопротивление, связанное с проскальзыванием элементов шины по опорной поверхности, но эти компоненты рассматриваются в представленных моделях шины отдельно.
В моделях принято, что представленный коэффициент сопротивления качению описывается следующей зависимостью
, (27)где
,
– коэффициенты изменения демпфирующих характеристик взаимодействия шины с опорной поверхностью относительно принятых в модели базовых значений. Значения этих коэффициентов могут изменяться пользователем, по умолчанию
и
;
Для определения функции
используется модель шины, представленная на рис. 12. Пружины в модели создают упругие силы радиальной деформации элементов, а поршни с цилиндрами создают демпфирующие компоненты сил.

Рис. 12. Модель шины для расчета демпфирующих характеристик
Для этой модели в соответствии с [1, стр.20] справедливо следующее соотношение для коэффициента сопротивления качению колеса:
где
– коэффициент нормального демпфирования в элементах шины при малых скоростях движения, который определяется как отношение значений сил демпфирования к силам упругости.
Параметр
определяем из соотношения:
где
– принятое в модели базовое значение коэффициента сопротивления качению при малой скорости и типичной нормальной нагрузке на колесо;
.При определенных выше параметрах
и
получаем
.
Значение демпфирующей компоненты, действующей на дискретный элемент шины, определяется следующим образом:
где
– значение упругой силы радиальной деформации, действующей на элемент;
Суммарная нормальная сила элемента
определяется формулой:
где
;
Значение коэффициента нормального демпфирования для элемента шины, согласованное с коэффициентом сопротивления качению шины, выражается следующей зависимостью:
,где
– коэффициент приведения скоростной зависимости сопротивления качению к скоростной зависимости нормального демпфирования элементов, который может быть вычислен по следующей формуле:
.При определенных выше параметрах получаем
.
Функция
определена следующим образом:

где
– значение аргумента, при котором модуль функции
достигает 1.
Внешний вид функции
представлен на рис. 13.

Рис. 13. Функция 
Как уже отмечалось, в моделях принято базовое значение коэффициента сопротивления качению при малой скорости и типичной нормальной нагрузке на колесо
Для справки в таблице 6 по данным [1] приведены интервалы типичных значений коэффициента сопротивления качению
автомобильных шин для различных дорожных покрытий.
Принятая в моделях базовая зависимость относительного увеличения сопротивления качению колеса от скорости автомобиля представлена на рис. 14. Эта зависимость не что иное, как функция
при
и
, где
– скорость движения автомобиля.
при Таблица 6. Значения коэффициента сопротивления качению
автомобильных шин при малой скорости движения.
|
Дорожное покрытие
|
|
|
Асфальтобетонное:
- в хорошем состоянии
- в удовлетворительном состоянии
|
0.008 – 0.015
0.015 – 0.020
|
|
Гравийное в хорошем состоянии
|
0.020 – 0.025
|
|
Булыжное:
- в хорошем состоянии
- с выбоинами
|
0.025 – 0.030
0.035 – 0.050
|
|
Грунтовая дорога:
- сухая укатанная
- после дождя
|
0.025 – 0.035
0.050 – 0.150
|
|
Обледенелая дорога
|
0.015 – 0.030
|
|
Снежная укатанная дорога
|
0.030 – 0.050
|

Рис. 14. Базовая зависимость относительного увеличения
сопротивления качению колеса от скорости автомобиля
В таблице 7 представлены рекомендуемые значения коэффициентов
,
по данным различных источников для дорог с твердым покрытием в хорошем состоянии.
Таблица 7. Рекомендуемые значения коэффициентов
,
|
Источник, тип шины
|
|
|
|
[2]; стр. 32-33, рис. 20, график 3
|
0.6 – 1.25
|
1.0
|
|
[1]; стр. 22, 306.
|
0.67 – 1.25
|
0.2
|
|
[3]; стр. 9 Радиальные шины легковых автомобилей
|
1.05 – 1.2
|
0.04
|
|
[3]; стр. 9 Диагональные шины легковых автомобилей
|
1.3 – 1.45
|
0.08
|
|
[3]; стр.10 Радиальные шины грузовых автомобилей
|
0.5
|
0.17
|
|
[3]; стр. 10 Диагональные шины грузовых автомобилей
|
0.6
|
0.36
|