7.2 Исходные параметры моделей колеса
Геометрия колеса описывается следующими параметрами:
−
– свободный радиус колеса;
−
– ширина профиля шины, контактирующего с дорогой;
−
– номинальная нагрузка на шину; в качестве номинальной рекомендуется задавать нагрузку характерную для исследуемых условий эксплуатации шины;
−
– статическая радиальная деформация шины при номинальной нагрузке;
−
– коэффициент сопротивления боковому уводу при номинальной нагрузке.
Упругая характеристика
шины определяется функциональной зависимостью
, которая в общем случае определяется как обратная к заданной пользователем зависимости радиальной деформации шины
, или определяется по принятой модели:
, (1)если пользователь задал только
.
В модели дороги задаются следующие коэффициенты трения:
−
– коэффициент трения скольжения между материалом протектора и опорной поверхностью;
−
– относительный коэффициент трения покоя (отношение коэффициента трения покоя к коэффициенту трения скольжения).
В моделях колеса предполагается, что при номинальной нагрузке отношение продольной жесткости шины к ее боковой жесткости равно заданному значению. Это соотношение задается коэффициентом
. Пользователь может изменять в модели шины значение этого коэффициента. По умолчанию принято
.
Предполагается, что боковое упругое смещение
колеса распределено между элементами модели так, как показано на рис. 3. Безразмерные коэффициенты долей деформации элементов удовлетворяют условию
Значения коэффициентов
,
могут изменяться пользователем. По умолчанию приняты следующие значения, характерные для автомобильных шин:
Предполагается, что продольное упругое смещение
колеса распределено между элементами модели так, как показано на рис. 4. Безразмерные коэффициенты долей деформации элементов удовлетворяют условию
Значения коэффициентов
,
могут из меняться пользователем. По умолчанию приняты следующие значения, характерные для автомобильных шин:
Демпфирующие свойства шины и связанные с ними характеристики сопротивления качению при движении по твердой опорной поверхности могут изменяться пользователем путем изменения значений следующих коэффициентов модели:
−
– коэффициент пропорционального изменения демпфирующих характеристик шины. При его изменении также пропорционально изменяется и сопротивление качению. Значение
соответствует коэффициенту сопротивления качению равному
, что соответствует качению типовой автомобильной шины на малой скорости по твердой поверхности в хорошем состоянии при радиальной деформации, соответствующей номинальной нагрузке. По умолчанию
. При значении
сопротивление качению равно нулю;
−
– коэффициент пропорционального относительного изменения демпфирующих характеристик шины от квадрата скорости. При его изменении также аналогично изменяется сопротивление качению. Значение
соответствует увеличению при скорости
(
) сопротивления качению в 3.16 раз по отношению к сопротивлению на малой (близкой к нулю) скорости. По умолчанию
. При значении
сопротивление качению не зависит от скорости.
![]() |
![]() |
|
Рис. 3. Распределение бокового
упругого смещения колеса между элементами модели
|
Рис. 4. Распределение продольного
упругого смещения колеса между элементами шины
|

