×
 

7.3 Характеристики жесткости элементов модели колеса

В моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» предполагается, что центр кольца брекера не смещается относительно центра обода в радиальном направлении. поэтому в данном случае считается, что нормальная деформация шины  является деформацией кольца относительно опорной поверхности , то есть
.
В модели колеса «шина-EULER-M3»
,                                                                                                                      (2)
где  – радиальное смещение центра кольца относительно центра обода.
В модели колеса «шина-EULER-M3» принято
                                                                                              (3)
где  – радиальная сила, действующая на кольцо (обод) со стороны опорной поверхности;
 – коэффициент жесткости радиального смещения кольца относительно обода при малых деформациях;
 – предельная доля смещения кольца относительно обода по отношению к нормальной деформации шины. В модели принято .
Характеристики жесткости элементов модели колеса определяются в условиях действия на нее номинальной нагрузки, при малых деформациях и без проскальзывания элементов шины по опорной поверхности.
На рис. 5 приведена модель шины, используемая для расчета жесткостных характеристик, которая разбита на n дисков.
 
Рис. 5. Схема бокового увода дискретизованной шины
 
На рис. 5 приведены:
−     – линейная скорость колеса;
−     – угловое смещение кольца колеса относительно линейной скорости колеса в опорной плоскости;
−     – угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью.
Последовательность вычислений для получения жесткостных характеристик шины:
По определению коэффициент сопротивления увода шины
,                                                                                                                             (4)
где  – боковая сила колеса, действующая в направлении оси Y.
Боковая сила, действующая в направлении оси Y, приложенная на каждый i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле:
.                                                                                        
Таким образом суммарная боковая сила колеса равна:
.                                                                                              (5)
Подставляя (5) в (4) получаем:
.                                                                                                             
Откуда:
.                                                                                                               (6)
Согласно рис. 5 жесткость углового смещения кольца относительно обода вычисляется по формуле:
,                                                                                                                        (7)
где  – стабилизирующий момент колеса, действующий вокруг оси Z.
Стабилизирующий момент, действующий вокруг оси Z, приложенный на каждый
i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле
.
Откуда:
.                                                                                            (8)
После подстановки (8) в (7) получим:
.                                                                                                       
Откуда:
.                                                                                                           (9)
Подставляя (6) в (9) получаем:
.
Откуда боковая жесткость единицы площади протектора шины:
,                                                                                           
где .
Согласно распределению жесткостей колеса в поперечном направлении (рис. 3):
,                                                                                                                     (10)
,                                                                                                                (11)
.                                                                                                       (12)
Разделив (11) на (12) получим:
.
Откуда:
,
.
Из (12) следует, что коэффициент суммарной боковой жесткости колеса:
.
Разделив (12) на (10) получим:
.
Откуда:
 или .
Согласно распределению продольного смещения между элементами модели шины (рис. 4)
,                                                                                                                     (13)
,                                                                                                                (14)
,                                                                                                       (15)
где  – продольная сила колеса, действующая в направлении оси X.
Из (13) следует, что:
.
Также коэффициент суммарной продольной жесткости колеса:
.
Из (14) следует, что:
.
Из (15) следует, что коэффициент суммарной продольной жесткости колеса:
.
Откуда продольная жесткость единицы площади протектора шины
.
При расчете модели колеса «шина-EULER-M2» используются жесткости сдвига протектора относительно обода колеса в боковом и продольном направлениях, приходящиеся на единицу площади контакта шины. Они могут быть рассчитаны по формулам:
,                                                                                                                    (16)
.                                                                                                              (17)