7.3 Характеристики жесткости элементов модели колеса
В моделях колеса «шина-EULER-M1» и «шина-EULER-M2» предполагается, что центр кольца брекера не смещается относительно центра обода в радиальном направлении. поэтому в данном случае считается, что нормальная деформация шины
является деформацией кольца относительно опорной поверхности
, то есть
где
– радиальное смещение центра кольца относительно центра обода.
(3)где
– радиальная сила, действующая на кольцо (обод) со стороны опорной поверхности;
Характеристики жесткости элементов модели колеса определяются в условиях действия на нее номинальной нагрузки, при малых деформациях и без проскальзывания элементов шины по опорной поверхности.
На рис. 5 приведена модель шины, используемая для расчета жесткостных характеристик, которая разбита на n дисков.

Рис. 5. Схема бокового увода дискретизованной шины
На рис. 5 приведены:
−
– линейная скорость колеса;
−
– угловое смещение кольца колеса относительно линейной скорости колеса в опорной плоскости;
−
– угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью.
Последовательность вычислений для получения жесткостных характеристик шины:
По определению коэффициент сопротивления увода шины
где
– боковая сила колеса, действующая в направлении оси Y.
Боковая сила, действующая в направлении оси Y, приложенная на каждый i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле:
Таким образом суммарная боковая сила колеса равна:
. (5)Подставляя (5) в (4) получаем:
. Откуда:
. (6)Согласно рис. 5 жесткость углового смещения кольца относительно обода вычисляется по формуле:
где
– стабилизирующий момент колеса, действующий вокруг оси Z.
Стабилизирующий момент, действующий вокруг оси Z, приложенный на каждый
i-ый дискретный диск модели шины, вычисляется по формуле
Откуда:
. (8)После подстановки (8) в (7) получим:
. Откуда:
. (9)Подставляя (6) в (9) получаем:
.Откуда боковая жесткость единицы площади протектора шины:
, где
.
Согласно распределению жесткостей колеса в поперечном направлении (рис. 3):
. (12)Разделив (11) на (12) получим:
Откуда:
,
.Из (12) следует, что коэффициент суммарной боковой жесткости колеса:
Разделив (12) на (10) получим:
.Откуда:
или Согласно распределению продольного смещения между элементами модели шины (рис. 4)
, (15)где
– продольная сила колеса, действующая в направлении оси X.
Из (13) следует, что:
Также коэффициент суммарной продольной жесткости колеса:
Из (14) следует, что:
Из (15) следует, что коэффициент суммарной продольной жесткости колеса:
Откуда продольная жесткость единицы площади протектора шины
.При расчете модели колеса «шина-EULER-M2» используются жесткости сдвига протектора относительно обода колеса в боковом и продольном направлениях, приходящиеся на единицу площади контакта шины. Они могут быть рассчитаны по формулам: