6 Основные термины и определения, используемые в моделях колеса
Предполагается, что колесо состоит из обода и эластичной шины. Типовая конструкция колеса приведена на рис. 4. В моделях считается, что в недеформированном состоянии шина и обод представляют собой тела вращения и симметричны относительно центральной плоскости вращения колеса.

Рис. 4. Конструкция колеса
Основные термины и определения, используемые в моделях взаимодействия колеса с дорогой, приведены в таблицах 1 – 5 и на рис. 5.
Пояснения к некоторым кинематическим параметрам колеса, используемым в моделях взаимодействия колеса с дорогой, приведены на рис. 6.

Рис. 5. Системы координат модели

Рис. 6. Определение расчетного радиуса
и наклонного динамического радиуса колеса
Таблица 1. Геометрические объекты и системы координат
|
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
|
Ось симметрии колеса
|
|
Ось вращения геометрических тел, представляющих обод и недеформированную шину
|
|
Центральная плоскость
вращения колеса
|
|
Плоскость симметрии обода и недеформированной шины перпендикулярная оси симметрии колеса
|
|
Центр колеса
|
|
Точка пересечения оси симметрии колеса с центральной плоскостью вращения
|
|
Меридиональная плоскость колеса
|
|
Плоскость, проходящая через центр колеса и перпендикулярная центральной плоскости вращения колеса
|
|
Опорная поверхность
|
|
Поверхность, по которой осуществляется качение колеса
|
|
Опорная плоскость
|
|
Плоская опорная поверхность
|
|
Центральная плоскость
колеса
|
|
Плоскость, проходящая через центр колеса
|
|
Поперечная плоскость
колеса
|
|
Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости, параллельная оси симметрии колеса
|
|
Продольная плоскость
колеса
|
|
Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости и поперечной плоскости колеса
|
|
Вертикальная ось колеса
|
|
Ось полусвязанной системы координат колеса, лежащая на линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с центральной поперечной плоскостью и направленная в ту же сторону, что и нормаль опорной плоскости
|
|
Продольная ось колеса
|
|
Ось полусвязанной системы координат колеса, образующая с осями
|
|
Наружный диаметр колеса
|
|
Диаметр наибольшего окружного сечения недеформированной шины
|
|
Свободный радиус колеса
|
|
Половина наружного диаметра колеса
|
|
Пятно контакта
|
|
Область опорной плоскости, являющаяся пересечением с геометрическим телом, представляющим шину в текущем состоянии
|
|
Объем деформации шины
|
|
Объем геометрического тела, представляющего шину в текущем состоянии, отсекаемый опорной поверхностью
|
|
Центр пятна контакта
|
|
Проекция центра объема деформации на опорную плоскость
|
|
Полусвязанная система координат
|
|
Подвижная система координат с началом в центре колеса O, осями которой являются продольная ось колеса OX, ось симметрии колеса OY и вертикальная ось колеса OZ
|
|
Система координат пятна контакта
|
|
Подвижная система координат с началом в центре пятна контакта
Примечание: В каждом новом положении колеса система
|
|
Продольная ось пятна
контакта
|
|
Ось
|
|
Боковая ось пятна контакта
|
|
Ось
|
|
Нормальная ось пятна
контакта
|
|
Ось
|
Таблица 2. Кинематические параметры колеса
|
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
|
Угловая скорость колеса
|
|
Угловая скорость обода колеса относительно опорной
поверхности
|
|
Угловая скорость опрокидывания колеса
|
|
Проекция угловой скорости колеса на ось
|
|
Угловая скорость вращения колеса
|
|
Проекция угловой скорости колеса на ось
|
|
Угловая скорость поворота колеса
|
|
Проекция угловой скорости колеса на ось
|
|
Линейная скорость колеса
|
|
Линейная скорость центра колеса относительно опорной поверхности
|
|
Продольная скорость колеса
|
у
|
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
|
|
Боковая скорость колеса
|
|
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
|
|
Вертикальная скорость колеса
|
|
Проекция линейной скорости центра колеса на ось
|
|
Угол наклона колеса
|
|
Угол между центральной плоскостью вращения
и продольной плоскостью колеса
|
|
Угол увода колеса
|
|
Угол между проекцией линейной скорости колеса на опорную плоскость и его продольной осью
![]() |
|
Динамический радиус колеса
|
|
Расстояние от центра колеса до опорной плоскости
|
|
Расчетный радиус
|
|
Радиус окружного сечения шины в текущем состоянии
в плоскости вращения, проходящей через центр пятна
контакта
|
|
Наклонный динамический радиус
|
|
Расстояние от центра пятна контакта
|
|
Радиус качения свободного колеса
|
|
(при нулевом угле наклона колеса совпадает с [1], стр. 12)
|
|
Коэффициент продольного проскальзывания
|
|
|
Таблица 3. Силы, действующие на колесо со стороны опорной поверхности
|
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
|
Нормальная реакция
опорной поверхности
|
у
|
Равнодействующая нормальных к опорной плоскости
составляющих элементарных реакций, приложенных
к колесу со стороны опорной поверхности
|
|
Боковая реакция опорной поверхности
|
|
Равнодействующая перпендикулярных к центральной
продольной плоскости колеса составляющих
элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности
|
|
Продольная реакция
опорной поверхности
|
|
Равнодействующая перпендикулярных к центральной
поперечной плоскости колеса составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной
поверхности
|
Таблица 4. Силы, действующие на колесо со стороны автомобиля
|
Термин
|
Обозначение
|
Определение
|
|
Нормальная нагрузка колеса
|
|
Составляющая равнодействующих сил, приложенных
к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная
опорной плоскости
|
|
Боковая сила колеса
|
|
Составляющая равнодействующих сил, приложенных
к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная
центральной продольной плоскости колеса
|
|
Продольная сила колеса
|
|
Составляющая равнодействующих сил, приложенных
к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная центральной поперечной плоскости колеса
|
Таблица 5. Параметры, характеризующие упругие свойства шины
|
Термин
|
Обозначение
|
Определение
| |
|
Нормальный прогиб
(нормальная или радиальная деформация) шины
|
|
Линейное смещение центра колеса относительно опорной плоскости под действием нормальной нагрузки, измеренное по нормали к опорной плоскости
| |
|
Боковое упругое смещение колеса
|
|
Линейное смещение центра колеса относительно пятна контакта за счет упругих свойств шины под действием
боковой силы, измеренное в центральной плоскости,
параллельной опорной
| |
|
Продольное упругое
смещение колеса
|
|
Линейное смещение центра колеса относительно пятна контакта за счет упругих свойств шины под действием продольной силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной
| |
|
Коэффициент
сопротивления уводу шины
|
|
Первая производная боковой силы колеса по углу увода
колеса
| |
|
Боковая жесткость шины
|
|
Первая производная боковой силы колеса по боковому упругому смещению
| |
|
Продольная жесткость шины
|
|
Первая производная продольной силы колеса
по продольному упругому смещению
| |
|
Нормальная жесткости шины
|
|
Первая производная нормальной нагрузки колеса
по нормальному прогибу шины
| |
|
Продольная жесткость
единицы площади
протектора шины
|
|
Отношение суммарной продольной жесткости колеса
к коэффициенту продольного смещения протектора
и площади контакта при удельной нагрузке
| |
|
Боковая жесткость единицы площади протектора шины
|
|
Отношение суммарной боковой жесткости колеса
к коэффициенту бокового смещения протектора и площади контакта при удельной нагрузке
| |
|
Продольная жесткость
единицы площади
протектора шины
относительно обода колеса
|
|
Отношение суммарной продольной жесткости колеса
к площади контакта при удельной нагрузке
| |
|
Боковая жесткость единицы площади протектора шины относительно обода колеса
|
|
Отношение суммарной боковой жесткости колеса
к площади контакта при удельной нагрузке
| |
|
Коэффициент соотношения жесткостей шины в продольном и поперечном направлениях
|
|
Отношение продольной жесткости шины к ее боковой жесткости при номинальной нагрузке
По умолчанию принято
| |
