5.4 Способы выбора объекта
Все окна с изображением объектов, а также окна, содержащие информацию об объектах и показывающие взаимосвязи между объектами (окна типа Вид проекта, Справочник проекта, Редактор объектов), синхронизированы между собой. Синхронизация проявляется в том, что выбор (выделение) и модификация объекта в каком-либо из окон ведет к соответствующему выделению и изменению объекта во всех других окнах. Наличие или отсутствие синхронизации можно настроить, выбрав в главном меню пункт Настройки / Свойства и установив флажок Выделение выбранного объекта во всех окнах (подробнее смотри раздел «Окно задания свойств программного комплекса» главы «Работа с окнами»).
Выбор объекта в окне Вид проекта необходим:
− для доступа к объектному меню конкретного объекта. Это позволяет получить справочную информацию об объекте или редактировать некоторые его параметры;
− для визуального выделения конкретного объекта;
− для ссылки на конкретный объект при редактировании какого-либо иного объекта в окне Редактор объектов;
− для выбора объекта предопределенного типа во время специальной операции при редактировании или исследовании ММС. Примерами подобных операций могут служить перемещение точки и выбор узла (node) для изменения базовой системы координат окна.
Выделенный объект отличается от других следующим образом.
− Объект изображается специальным цветом (см. Настройка режимов отображения) или специальным цветом (красный, по умолчанию) выделяется каркасное изображение в случае, если выделено тело (тип solid); при этом все остальные объекты на виде проекта «приглушаются» и изображаются полупрозрачными.
− Рядом с объектом появляются его имя и миниатюрная пиктограмма, изображающая тип объекта (до тех пор, пока нажата левая кнопка мыши).
− Рядом с объектами определенных типов выводятся их координаты.
− При выделении перемещаемых объектов курсор принимает форму, подсказывающую, что объект можно отбуксировать в проекционной плоскости. Буксировка объекта выполняется с помощью левой кнопки мыши.
При выделении звена на виде проекта выделяются все объекты, прикрепленные к этому звену. При выделении агрегата на виде проекта выделяются все его объекты, имеющие графическое отображение. Особенности выделения шарниров на виде проекта описаны в разделе «Выделение шарниров на виде проекта».
Для доступа к объектному меню конкретного объекта можно воспользоваться следующими способами:
1. Подведите курсор к имени исследуемого объекта в окне Справочник проекта или в окне Текстовый редактор и щелкните правой кнопкой мыши.
2. Подведите курсор к изображению исследуемого объекта в окне Вид проекта и щелкните правой кнопкой мыши. Результат будет следующим:
− если рядом с курсором нет объектов, появится меню окна Вид проекта;
− если рядом с курсором есть несколько объектов, появится объектное меню ближайшего к курсору видимого объекта;
− если в окне Панель объектов нажата кнопка типа объекта, то появится объектное меню ближайшего к курсору видимого объекта соответствующего типа;
− если в окне Вид проекта уже выделен объект, то появится объектное меню этого объекта, вне зависимости от положения курсора в пределах активного окна Вид проекта.
Во всех остальных случаях объект выбирается с помощью левой кнопки мыши.
Для визуального выделения конкретного объекта можно воспользоваться следующими способами:
1. Щелкните левой кнопкой мыши по имени необходимого объекта в окне Справочник проекта или в окне Редактор объектов. Объект будет выделен, если он находится в видимой части окна Вид проекта и имеет атрибут видимый.
2. Подведите курсор к изображению объекта в окне Вид проекта и нажмите клавишу «Tab».
3. Нажмите в пиктографическом меню кнопку
и щелкните левой кнопкой мыши по изображению объекта в окне Вид проекта.

4. Нажмите в пиктографическом меню кнопку
. Подведите курсор к изображению объекта в окне Вид проекта и нажмите левую кнопку мыши.

5. Включите режим Автоматическое выделение объекта в меню окна Вид проекта. Выберите нужный тип объекта в окне Панель объектов. Нажмите в пиктографическом меню кнопку
и подведите курсор к объекту.

При выборе объекта с помощью способов 2, 3, и 4 результат будет следующим:
− если рядом с курсором нет объектов, ничего не произойдет;
− если рядом с курсором есть несколько объектов, будет выделен ближайший к курсору видимый объект;
− если в окне Панель объектов нажата кнопка типа объекта, то будет выделен ближайшего к курсору видимый объект соответствующего типа;
Если рядом с курсором находится несколько объектов, то с помощью клавиш «Tab» и «Shift» + «Tab» можно перебрать все из них, остановив выбор на нужном объекте. Клавиши «Tab» и «Shift» + «Tab» позволяют просматривать список объектов вперед и назад, соответственно.
При редактировании объекта в окне Редактор объектов можно сослаться на другой объект, если тот необходим для построения первого. Объект для создания ссылки можно выбрать следующими способами.
1. Щелкните левой кнопкой мыши по имени необходимого объекта в окне Справочник проекта и нажмите кнопку
в пиктографическом меню этого окна. Ссылка на объект будет помещена в окно Редактор объектов. В соответствующем поле окна Редактор объектов появится имя выбранного объекта, а сам объект станет выделенным.

2. Если слева от пиктограммы объекта нет знака «+», дважды щелкните левой кнопкой мыши по имени необходимого объекта в окне Справочник проекта. Ссылка на объект будет помещена в окно Редактор объектов. В соответствующем поле окна Редактор объектов появится имя выбранного объекта, а сам объект станет выделенным.
3. Щелкните правой кнопкой мыши по имени необходимого объекта в окне Справочник проекта. В появившемся объектном меню выберите пункт Выбор объекта.
4. Щелкните левой кнопкой мыши по изображению объекта в окне Вид проекта. Результат будет следующим:
− если рядом с курсором нет объектов необходимого типа, ничего не произойдет;
− если рядом с курсором есть несколько объектов, выделится ближайший к курсору объект нужного типа. Ссылка на этот объект будет помещена в окно Редактор объектов. В соответствующем поле окна Редактор объектов появится имя выбранного объекта.
5. Щелкните Подведите курсор к изображению объекта в окне Вид проекта. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши. Результат будет следующим:
− если рядом с курсором нет объектов необходимого типа, ничего не произойдет;
− если рядом с курсором есть несколько объектов, выделится ближайший к курсору объект нужного типа. Не отпуская левой кнопки мыши, пользователь может выбрать другой объект нужного типа из ближайших к курсору с помощью клавиш «Tab» и «Shift» + «Tab», которые позволяют просматривать список объектов вперед и назад, соответственно.
− Как только выбор сделан, отпустите левую кнопку мыши. Ссылка на выделенный объект будет помещена в окно Редактор объектов. В соответствующем поле окна Редактор объектов появится имя выбранного объекта. Если ни один из просмотренных объектов не удовлетворяет критериям отбора, нажмите клавишу «Esc» и только затем отпустите левую кнопку мыши. В этом случае ни один объект не будет выбран.
6. Подведите курсор к изображению объекта в окне Вид проекта и нажмите клавишу «Tab». Результат будет следующим:
− если рядом с курсором нет объектов необходимого типа, ничего не произойдет;
− если рядом с курсором есть несколько объектов, выделится ближайший к курсору объект необходимого в окне Редактор объектов типа. Пользователь может выбрать другой объект нужного типа из ближайших к курсору с помощью клавиш «Tab» и «Shift» + «Tab».
При проведении некоторых специальных операций требуется указать в окне Вид проекта объект предопределенного типа. Примерами таких операций могут служить перемещение точки и выбор узла (node) для изменения базовой системы координат окна. В этом случае при выборе объекта следует руководствоваться вышеизложенными правилами. Особое внимание нужно обращать на форму курсора. Для перемещаемых объектов курсор принимает форму, подсказывающую, что объект можно отбуксировать в проекционной плоскости. Буксировка выполняется с помощью левой кнопки мыши.