7.1.8 Работа с объектами типа параметр
Исследуемая механическая система в EULER может быть разделена на подсистемы - агрегаты. Уровень вложенности агрегатов не ограничен. Использование агрегатов позволяет существенно сократить объем вводимой информации при моделировании сложных механизмов. Например, типовую конструкцию подвески многоосного автомобиля можно описать в виде отдельного проекта. После чего многократно использовать этот проект в качестве агрегатов при формировании модели автомобиля в целом. Разделение сложных систем на агрегаты позволяет также распараллеливать работу по формированию моделей отдельных подсистем и отрабатывать их независимо друг от друга.
Включаемый в качестве агрегата проект будем называть проектом-прототипом. Любой проект может быть добавлен в другой проект в качестве агрегата неограниченное число раз. Однако при этом недопустим рекурсивный вызов проекта, то есть обращение из проекта через цепочку агрегатов к самому себе.
Объекты агрегата можно объявлять параметрами, а затем индивидуально менять их при каждом использовании агрегата. Если параметр агрегата не переопределен, то он сохраняет то значение, которое было задано в проекте-прототипе. Параметрами агрегата могут быть не только числа, но и точки, векторы, линии, поверхности, функции и другие объекты. Полный список объектов, которые допускается использовать в качестве параметров, приведен в описании параметров агрегата в книге «Описание объектов многокомпонентной механической системы».
Объявлять параметрами агрегата можно только объекты допустимого типа, созданные в корневом на текущий момент проекте. Кроме того, эти объекты не должны быть прикреплены к какому-либо звену.
Для объявления объекта параметром агрегата в языке описания ММС используется оператор
set parameters = (список имен объектов);.
Этот оператор должен быть записан в проекте-прототипе агрегата.
Чтобы объявить объект параметром агрегата или отказаться от объявления, можно использовать следующие возможности.
− Команда Параметр в объектном меню. Объектное меню открывается щелчком правой кнопки мыши по этому объекту.
− Кнопка
в окне Редактор объектов. Если кнопка нажата, то находящийся в этом окне рабочий объект объявлен параметром агрегата.

В окне Справочник проекта пиктограммы объектов, объявленных параметрами агрегата, обведены квадратной рамкой. Красной рамкой отмечены объекты, которые разрешено использовать в данный момент. К ним относятся объекты, объявленные параметрами в корневой части текущего проекта, и параметры агрегатов, которые непосредственно входят в состав корневой части текущего проекта. Первые могут быть переопределены в вышестоящем проекте, а вторые – в корневой части текущего проекта. Черной рамкой обведены объекты, обращение к которым в данный момент невозможно. Таковыми являются параметры агрегатов второго и более низких уровней. Эти параметры можно изменить только через параметры вышестоящих агрегатов. Если параметр агрегата переопределен значением другого объекта, то поле внутри рамки у такого параметра закрашено желтым цветом.
Для переопределения значений параметров агрегата вызывается специальное диалоговое окно, которое представлено на Рис. 55. Это окно автоматически появляется сразу после завершения создания агрегата, имеющего параметры. Его также можно вызвать, выбрав команду Параметры агрегата объектного меню. Чтобы вызвать объектное меню агрегата, щелкните правой кнопкой мыши по названию агрегата в окне Справочник проекта.

Рис. 55. Работа с объектами типа параметр
В окне отображается список всех параметров агрегата. Чтобы переопределить параметр, его необходимо выделить, а затем выбрать объект, значение которого станет новым значением параметра. Объект для переопределения нового значения параметра выбирается в одном из окон стандартным образом. После переопределения справа от имени параметра появляется знак «=» и имя объекта. Чтобы снять переопределение параметра, выделите его и нажмите кнопку Снять переопределение параметра.
Чтобы переопределить параметр объектом, созданным по месту, необходимо дважды щелкнуть левой клавишей мыши по параметру, значение которого необходимо переопределить. При этом появляется пиктографическое меню (рис.56) для выбора метода создания объекта нужного типа (совпадает с типом параметра). После выбора метода создания появляется окно Редактор объектов, позволяющее определить все параметры создаваемого объекта. После подтверждения создания объекта справа от имени параметра появляется знак «=» и имя объекта.
После завершения переопределения параметров агрегата следует закрыть окно Переопределение. Для этого нажмите кнопку Закрыть или кнопку закрытия окна в верхнем правом углу окна.
При необходимости процесс переопределения параметров агрегата можно повторять многократно. При наличии переопределения по двойному щелчку левой клавиши мыши можно перейти к редактированию или просмотру объекта, переопределяющего значение параметра. При этом будет открыто окно Редактор объектов. Редактирование объекта, переопределяющего значение параметра, доступно для объектов, которые непосредственно входят в состав корневой части текущего проекта. Для переопределенных параметров агрегатов корневой части текущего проекта доступен пункт Снять переопределение параметра объектного меню.
Переопределить значения параметров агрегата и отказаться от переопределения можно также, отредактировав запись агрегата в окне Текстовый редактор.
На языке описания ММС переопределение параметров агрегата записывается в операторе создания агрегата. Эта запись аналогична оформлению необязательных именованных параметров, но перед именем переопределяемого параметра агрегата ставится знак «#» и указывается его тип.

Рис. 56. Переопределение объектом, созданным по месту