×
 

5.1 Шина

 Данный элемент описывает силовое взаимодействие между колесом с эластичной шиной и деформируемой опорной поверхностью произвольного вида.
Силовое взаимодействие осуществляется между грунтом и звеном обода колеса. Общий вид силового элемента представлен на рис. 1.
 
Рис. 1. Шина на деформируемой опорной поверхности
 
Синтаксис метода создания
tireSoil(Soil, Rim, Center, Axis, TireGeom, kHj=…, kPcr=…, valueAveragingSys=…, work=..., color=..., visible=...)
 
Обязательные позиционные параметры метода
road Soil
Имя грунта, по которому осуществляется качение колеса. Грунт определяется методом деформируемая опорная поверхность.
body Rim
Имя звена – обода колеса.
point Center
Исходная точка, задающая центр колеса. Копия этой точки Center* прикрепляется к звену Rim. Точка Center* задает центр вращения колеса в процессе движения исследуемого механизма.
vector Axis
Исходный вектор, задающий направление нормали теоретической центральной плоскости вращения колеса. Копия этого вектора Axis* прикрепляется к звену Rim. Вектор Axis* задает направление нормали плоскости вращения колеса в процессе движения исследуемого механизма.
template TireGeom
Шаблон геометрии поверхности шины. Для шины на деформируемой опорной поверхности поперечный радиус обвода шины принимается равным бесконечности, а число цилиндрических сегментов шины принимается равным единице.
 
Необязательные именованные параметры метода
  kHj = scalar [-]
Относительный коэффициент дополнительного погружения в грунт за счет буксования. По умолчанию kHj = 1.
  kPcr = scalar [-]
Относительный коэффициент несущей способности грунта. По умолчанию kPcr = 1.
  valueAveragingSys = scalar [-]
Количество шагов интегрирования, используемых для усреднения значения системных датчиков объекта. Значение 0 соответствует отсутствию усреднения. По умолчанию valueAveragingSys = 3.
   work =..., color =..., visible =...
Параметры являются общими для всех методов создания силовых элементов и описаны в пункте «Необязательные именованные параметры всех методов создания» общей части раздела «Силовой элемент (force)» главы «Основные объекты» в книге «Описание объектов многокомпонентной механической системы».
 
Описание
В данном силовом элементе для определения характеристик пятна контакта и кинематических параметров движения колеса используется модель взаимодействия “колесо-дорога”, которая схематично представлена на рис. 2. В каждый момент времени в процессе численного интегрирования параметров движения определяется зона контакта шины с поверхностью качения. Эта зона, в общем случае, может быть неодносвязной и располагаться в пространстве произвольным образом. Затем, на основании анализа зоны контакта, определяется эквивалентная плоскость контакта, которая с наилучшим приближением создает такие же реакции, какие действуют на колесо на исходной поверхности контакта.
Эквивалентная плоскость контакта используется для определения кинематических параметров движения колеса. К таковым относятся угол наклона, угол увода, кривизна следа качения, и т.д.
В модели рассчитываются шесть составляющих силового воздействия деформируемой опорной поверхности на колесо с эластичной шиной:
−    нормальная сила;
−    боковая сила;
−    продольная сила;
−    стабилизирующий момент.
−    восстанавливающий момент;
−    момент сопротивления качению.
 
Рис. 2. Модель взаимодействия «колесо-дорога (грунт)»
 
Силовые факторы и кинематические параметры колеса выводятся в системе координат узла пятна контакта  (рис. 2). Этот узел определяется в каждый момент времени следующим образом:
1.    Точка , задающая центр узла, является геометрическим центром пятна контакта;
2.    Ось  перпендикулярна эквивалентной плоскости контакта и направлена от точки  в сторону центра колеса;
3.    Ось  совпадает с проекцией вектора нормали теоретической центральной плоскости вращения колеса на эквивалентную плоскость контакта;
4.    Ось  дополняет узел до правой системы координат и лежит в эквивалентной плоскости контакта.
Геометрия поверхности шины задается совокупностью четырехугольных площадок с учетом описанной геометрии шаблона. Взаимодействие каждой площадки с грунтом описано в разделе «Расчет взаимодействия элементарной площадки движителя с деформируемым основанием».
 
Внутренние системные объекты
sensor Rx [N]
Продольная реакция опорной поверхности.
sensor Ry [N]
Боковая реакция опорной поверхности.
sensor Rz [N]
Нормальная реакция опорной поверхности.
sensor Mx [Nm]
Восстанавливающий момент.
sensor My [Nm]
Момент сопротивления качению.
sensor Mz [Nm]
Стабилизирующий момент.
sensor h_max [m]
Максимальное полное погружение колеса в грунт относительно базовой поверхности. При отсутствии контакта с опорной поверхностью значение датчика равно 0 [m].